МАДОУ Аксиньинский д|с общеразвивающего вида "Василёк"

дополнительная образовательная программа "Радость творчества"

 Занятие раз в неделю по программе "Радость творчества"

Дополнительное образование «Радость творчества»

Пояснительная записка.

Актуальность.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечения комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский,  И.Г.Песталоци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаом такую популярность получила арт-терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества – это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

 

 

Новизна и отличительные особенности программы.

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-7 лет и разработана на основе учебных пособий: Е.В.Баранова, А.М.Савельева «От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования» Мозаика-синтез Москва 2009; Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования» Педагогическое общество России Москва 2007; Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» Каро, Санкт-Петербург 2009; Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2010; «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование» под редакцией Р.Г.Казаковой, творческий центр «Сфера» Москва 2006.

Программа «Радость творчества» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотопия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому изображению и фантазии.

Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

1.Обучающие:

- учить различать и называть нетрадиционные способы рисования, применять их на практике;

- учить приемам работы кистью, мелками пластилином. Нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок. Трубочка для коктейля, ластик. Нитки);

- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

2.Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;

= развивать творчество и фантазию, наблюдательность , воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

3.Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- воспитывать навыки самостоятельности.

Сроки реализации программы.

Программа расчитана на детей 3-7 лет, продолжительность обучающей программы 3 года. Занятия проходят один раз в неделю, в год 36 часов.

Продолжительность занятий:

  1. Первый год обучения 10-15 минут.
  2. Второй год обучения 15-20 минут
  3. Третий год обучения 25-30 минут.

Форма проведения занятий: подгрупповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Ожидаемые результаты.

- дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

- дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки.)

- дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

- у детей разовьется мелкая моторика рук;

- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художника замечать и творить Красоту;

- разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

- сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

- сформируются навыки самостоятельности.

Формы диагностики усвоения уровня программ:

- проведение диагностики в середине и в конце года.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются участие в художественных конкурсах, тематических выставках.

Педагогические условия для реализации данной программы:

- создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы, анкетирование, выставки и др.

Разнообразие форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоение нетрадиционных изобразительных средств.

Методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

Содержание программы.

Раздел 1. «Рисование с помощью растительных элементов»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, умение располагать изображение на листе.

Средства выразительности: фактура. Цвет.

Материалы: картон разной формы и разных размеров, листья от разных деревьев, цветы, различные травы.

Раздел 2. «Рисование с использованием клейстера»

Цель: совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных  техниках. Развивать воображение, пространственное мышление, изобразительные умения и навыки, моторику рук.

Раздел 3. «Рисование нитками»

Цель: развивать цветовосприятие, умение подбирать цветовые сочетания, научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию, мелкую моторику рук.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, разноцветные нитки средне толщины, альбом с готовыми рисунками, клей ПВА.

Раздел 4 «Рисование с помощью крупы»

- Цель: совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление, изобразительные умения и навыки, моторику рук.

Средства выразительности: пятно, тон, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, клей, крупа.

Раздел 5 «Восковые мелки и акварель»

Цель: продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования восковыми мелками, развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или нисколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Раздел 6 «Набрызг»

Цель: совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление, изобразительные умения и навыки, моторику рук.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Раздел 7 «Рисование по мокрому листу»

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акврельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акврельной краски, промокнуть лист чуть влажной тканью, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

Раздел 8 «Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двусторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Раздел 9 «Рисование тычком»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тачек, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

Раздел 10 «Рисование ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

Раздел 11 «Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью. Плотная бумага, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчики и наносит точки на бумагу.

 

 

 

Раздел 12 «Оттиск пробкой печатками»

Цель: Закрепить умение украшать предметы, Используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пробку или печатку и наносит ей узор.

 

 

 

 

 

 

 

22 августа 2017 в 12:04