МАДОУ Аксиньинский д|с общеразвивающего вида «Василёк»

Образовательная программа на 2015-2020 г.г.

 5460b873b6c5ff709001ad98c3f39516.jpg

Оглавление:

I.         Целевойраздел…………………………………………………………………… 4-25

1.         Пояснительнаязаписка……………………………………………………………..5-7

1.1       Цели и задачи деятельности МАДОУ«Василек» по реализации Программы…7

1.2.      Принципы и подходы к формированиюПрограммы….…………………………8-10

1.3.      Возрастные и индивидуальные особенностидетей………………………………10-21

1.4.      Целевыеориентиры дошкольного образования …………………………..…….........21-23

1.5.      Развивающееоценивание качества образовательной деятельности по Программе..23-25

           

II.        Содержательныйраздел………………………………………………………….25-55

2.         Описание образовательной деятельности всоответствии с направлениями развития ребенка, представленные в пятиобразовательных областях…………………………….25

2.1. Раннийвозраст (1-3 года)…………………………………………………………….26-29

2.1.1.   Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»…………26-27

2.1.2   Образовательная область «Познавательноеразвитие».........................................27

2.1.3.   Образовательная область «Речевоеразвитие»………….………………….……27-28

2.1.4.   Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»………….28

2.1.5.   Образовательная область «Физическоеразвитие»……………………….……..28-29

2.2.Дошкольный возраст………………………………………………………………….29-35

2.2.1.    Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»…………29-30

2.2.2.    Образовательная область «Познавательноеразвитие»…………………………30-32

2.2.3.    Образовательная область «Речевоеразвитие»…………………………………..33

2.2.4.     Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»……..…..34

2.2.5.   Образовательная область «Физическоеразвитие»………..……………………..34-35

2.3.Взаимодействие взрослых с детьми………………………………………………….35-36

2.4.Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников……..…..36-38

2.5. Моделиобразовательного процесса………………………………………………….39-55

2.5.1.Модель организации  образовательногопроцесса в разных видах деятельности Младший дошкольный возраст……………………………………………………………39-46

2.5.2.Модель организации образовательного процесса в разных видах деятельностиСтарший дошкольный возраст………………………………………………………….....................46-53

2.5.3.Модель образовательного процесса на один день………………………………..54-55

 

III.      Организационныйраздел ……………………………………………………..55-107

3.1.   Психолого-педагогические условия,обеспечивающие развитие ребенка..........55-56

3.2.   Организация развивающейпредметно-пространственной среды………………56-59

3.3.    Кадровые условия реализацииПрограммы………………………………………59-62

3.4.   Материально-техническое обеспечениеДОО………………….…………………62-64

3.5.    Планирование образовательной деятельности……………………………………..64

3.6.    Организациярежима…………………………………………………………….…64-65

3.6.1.  Режим дня (холодныйпериод)……………………..……………..........................66-67

3.6.2. Режимдня (теплый период)………………………………………………………..68-69

3.6.3.Система закаливающих мероприятий в течении дня………..……………….......70-72

3.7.Планирование образовательно деятельности при работе по пятидневной неделе...73

3.8.  Программно – методическое обеспечениеобразовательного процесса………….74-78

3.9.Примерное комплексно-календарное планирование……………………………...79-107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ИНФОРМАЦИОННАЯСПРАВКА

                                                                                                               

1. Детскийсад «Василек» является муниципальным автономным  дошкольным образовательным  учреждением детским садом общеразвивающего вида.

Учредитель МАДОУ: муниципальноеобразование «Ступинский муниципальный район» Московской области;

Дата регистрации Устава МАДОУ: 21.09.2011 г. № 3006-п

Лицензия МАДОУ: бессрочная от08.12.2011 г. регистрационный № 68119, бланк серия РО МО № 001135

Свидетельство о государственнойаккредитации МАДОУ: от 28.12.2010г.регистрационный № 1222, бланк серия АА 153943.

Юридический адрес: РФ,142 854, Московская область, Ступинский район, с. Аксиньино, ул.Молодежная, владение 7: телефон 8(49664) 5-71-66

Фактический адрес: РФ,142 854, Московская область, Ступинский район, с. Аксиньино, ул. Молодежная,владение 7: телефон 8(49664) 5-71-66

 

2. Детский сад открыт в октябре 1981 г. С 01.01.1994 г. является муниципальнойсобственностью. Здание размещается в зоне жилой застройки. Учреждение построенопо типовому проекту, площадь помещений составляет 1036,7 кв.м.; земельныйучасток  - 4880 кв.м. Техническоесостояние здания соответствует санитарным нормам. Имеются все видыблагоустройства (водопровод, центральное отопление, канализация), находящиеся вудовлетворительном состоянии.  Территорияд/с  по периметру ограждена  забором и полосой зеленых насаждений.

 

3.Режим работы учреждения представляетсобой: годовой цикл - с сентября по май – учебно-воспитательная работа; с июняпо август – летне-оздоровительная работа; пятидневную рабочую неделю с 12часовым пребыванием детей, режимом работы групп – с 6.30 до 18.30.

 

4. В детском саду организовано пятиразовое питание (завтрак, второйзавтрак, обед, полдник, ужин).

5. Безопасность дошкольногоучреждения обеспечена тревожной кнопкой с выводом на вневедомственнуюохрану; видеонаблюдением по периметру здания, системой дистанционной передачисигнала о пожаре на пульт «01», контролем  за пропускным режимом,металлическими дверями с домофоном; дежурством сторожей в ночное время.

          6. В детском саду  функционируют 2группы:

младшаяразновозрастная  группа – дети с 2 до 4 лет

старшая разновозрастнаягруппа – дети с 4 до 7 лет

Общее количестводетей в 2014-2015 уч. году составляло 38  человек.

 

     7.Наши достижения.

v  участник районного смотра-конкурса «Волшебныймир сказки» (2012 г., 2015 г.)

v  участник соревнований «Юный шашист» средидетских садов Ступинского   муниципальногорайона;

v  детский сад представлял опыт работы:  на районном методическом объединении воспитателейпо теме «Развитие игровой деятельности, как условие реализации образовательнойобласти социализация» (2013 г.)

v  в 2013 г. в ДОУ провели Дни открытых дверей длявоспитателей ДОУ Ступинского муниципального района;

v  проведение совместного с родителями творческогоконкурса «Нетрадиционные техники изодеятельности» (2014 г.)

v  участник районного смотра-конкурса «Огонь –друг, огонь - враг» (2014 г.)

v  участник районного конкурса «Осенние фантазии»(2014 г.)

v  участник конкурса творческих работ «Дети взащиту животных» (2014 г.)

v  участник соревнований «Юный шашист» средидетских садов Ступинского   муниципальногорайона (2015 г.)

v  участник районного конкурса чтецов (2015 г.)

v  участник всероссийского детского экологическогофорума «Зеленая планета» (2015 г.)

v  призер международного дистанционного конкурсатворческих работ «Красим яйца яркой краской» (2015 г.)

v  участник всероссийской акции «Хочу помочь!»(2015 г.)

v  участник всероссийской акции «Посади дерево»(2015 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа муниципальногоавтономного дошкольного образовательного учреждения Аксиньинского детского садаобщеразвивающего вида «Василек» - это нормативно-управленческий документобразовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования иособенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Образовательнаяпрограмма обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному,познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Образовательнаяпрограмма дошкольного учреждения создана как программа обогащенного развитиядетей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации —индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей,возможностей и способностей. Программа обеспечивает возможность достижениявоспитанниками социально-нормативных возрастных характеристик на этапезавершения уровня дошкольного образования.

Содержание образовательного процесса строитсяв соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольногообразования  «От рождения до школы» подредакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (изд. 2-е,исправленное и дополненное, 2012 г.).

 

Присоставлении основной общеобразовательной программы ДОО руководствуется  следующими нормативными документами:

·   Законом Российской Федерации от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

·   Приказ Министерства образования и науки РФ от30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –программам дошкольного образования»;

·   Приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственногообразовательного стандарта  дошкольногообразования».

·   Санитарно-эпидемиологическими требованиями кустройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 (учтенынормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки втечение недели);

 

 Программанаправлена на:

 

- создание условий для развитияребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, еголичностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основесотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видамдеятельности;

- на создание развивающейобразовательной среды, которая представляет собой систему условий социализациии индивидуализации детей.

 

 

 

 

1.1.Цели и задачи  реализации Программы:

 

Цель: создание условий для полноценного проживания ребенкомдошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии свозрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современномобществе,  обеспечение безопасности жизнедеятельностидошкольника

 

Задачиреализации Программы:

 

 охрана и укрепление физического ипсихического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 обеспечениеравных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольногодетства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социальногостатуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностейздоровья);

 созданиеблагоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными ииндивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческогопотенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,взрослыми и миром;

 объединениеобучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственныхи социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения винтересах человека, семьи, общества;

          формирования общей культурыличности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития ихсоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формированияпредпосылок учебной деятельности;

 формированиесоциокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим  и физиологическимособенностям детей;

 обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ввопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  обеспечения преемственности целей,задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программразличных уровней (далее - преемственность основных образовательных программдошкольного и начального общего образования);

 

 

1. 2. Принципы формирования программы

 

В основе реализации примерной основнойобразовательной программы лежит культурно-исторический исистемно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологиейФГОС, который предполагает:

·                    полноценное проживание ребёнком всех этаповдетства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения(амплификации) детского развития;

·                    индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей сограниченными возможностями здоровья);

·                    содействие и сотрудничество детей и взрослых,признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

·                    поддержку инициативы детей в различных видахдеятельности;

·                    партнерство с семьей;

·                    приобщение детей к социокультурным нормам,традициям семьи, общества и государства;

·                    формирование познавательных интересов ипознавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

·                    возрастную адекватность (соответствия условий,требований, методов возрасту  иособенностям развития);

·                    учёт этнокультурной ситуации развития детей.

·                    личностно-развивающий и гуманистический характервзаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических ииных работников Организации) и детей;

·                    обеспечениепреемственности дошкольного общего и  начального общего образования;

·                    уважение личности ребенка.

 

1.3.Подходы к формированию Программы

 

Программа основывается наположениях фундаментальных исследований отечественной научнойпсихолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развитияребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок иметодических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в областисовременного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов,регулирующих деятельность системы дошкольного образования и разработана всоответствии со следующими подходами:

Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организациюобразовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка являетсяглавным критерием его эффективности. Механизм реализацииличностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности наоснове изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетомпризнания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы,права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует вниманиепедагога на целостности личности ре­бенка и учет его индивидуальныхособенностей и способностей.

Системно-деятельностный подход заключаетсяв следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяетсяхарактером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход кразвитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничноеразвитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектраспецифических видов детской деятельности.

Компетентностный подход,в котором основным результатом образовательной деятельности становитсяформирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решенияактуальных задач:

  решатьпроблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности,выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способыдобиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовыватьсвою деятельность,  сотрудничать сдругими воспитанниками;

  объяснятьявления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решатьпознавательные проблемы;

  ориентироватьсяв проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурноговзаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;

  ориентироватьсяв мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решатьаксиологические проблемы;

  решатьпроблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольникаопределяется как ком­плекс действий педагога, направленный на выбор методов,приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуальногоуровня подготовленности и уровнем раз­вития способностей воспитанников. Он жепредусматривает обеспеченность для каждого ре­бенка сохранения и укрепленияздоровья, психического благополучия, полноценного физиче­ского воспитания. Приэтом индивидуальный подход предполагает, что педагогический про­цессосуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.),в значительной мере вли­яющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различныхформ и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатоввоспитательного и обучающего процесса по отноше­нию к каждому ребенку.Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприя­тияи гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественноговоспи­тания.

Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагаеториентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерностиразвития личности ребенка (физиологи­ческие, психические, социальные и др.), атакже социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных ихвозрастным составом, что находит отражение в воз­растной периодизации развитиядетей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возрас­та с трудом умеетконтролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок стар­шегодошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализироватьсвое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы(внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на егоповедении, даже эмо­ции, становятся «интеллектуальными», начинают подчи­нятьсяволе ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец),формированию ответственно­сти, справедливости и других качеств.

Средовой подход, предусматривающийиспользование возможностей внутренней и внешней среды образовательногоучреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешнейсредой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательнойорганизации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельностисообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурнойсреды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.);учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры;средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная)среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которыхсуществует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребностикаждый дошкольник.

Культурологический подход,имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольногообразования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности,организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровнеопределенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

 

Примерная основнаяобразовательная программа формируется с учётомособенностей базового уровня системы общего образования с целью формированияобщей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных,эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельностии ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей инеобходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольноговозрастаэто:

- игроваядеятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельностьдетей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы ифольклора);

- самообслуживаниеи элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструированиеиз разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и инойматериал;

- изобразительная(рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмическиедвижения, игры на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладениеосновными движениями) активность ребенка.

 

 

1.4. Возрастные особенности детей

 

Дошкольный возраст является важнейшим вразвитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими,психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, которыйрассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная,полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль встановлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующихэтапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностейразвития детей дошкольного возраста необходима для правильной организацииобразовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольногообразовательного учреждения (группы).

 

                                                     От 2 лет до 3лет

На третьем году жизни детистановятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловоеобщение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формыпроизвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

            Развитиепредметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия сразличными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

            Умениевыполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральныеформы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, котораявыступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующегособственную активность ребёнка.

            Входе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиватьсяпонимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельноезначение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатсявыполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой нагляднойситуации.

            Количествопонимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения врезультате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не толькоинструкцию, но и рассказ взрослых.

            Интенсивноразвивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматическиеструктуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используютпрактически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

            Кконцу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками.В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,конструирование.

            Играносит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются сигровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизнипоявляются действия с предметами-заместителями.

            Появлениесобственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок ужеспособен сформулировать намерение изображать какой-либо предмет.

            Натретьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, чтопозволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3предметов по форме, величине и цвету различать мелодии; петь.

            Совершенствуется слуховоевосприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам детивоспринимают  все звуки родного языка, нопроизносят их с большим искажениями.

            Основнойформой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается втом, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путемреального действия с предметами.

            Длядетей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимостьчувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состояниемсверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувствагордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные сидентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет.Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У негоформируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательныхпроявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др.Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.   

 

От 3 до 4 лет.

В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределысемейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи,но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнятьтакую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Этопротиворечие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видомдеятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является еёусловность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает ихотнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игрымладших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой содной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этомвозрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка зависитот его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинаютформироваться. Графические образы бедны. У одних более детализированы. Дети ужемогут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторикиимеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепитьпростые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительноевлияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие видыаппликации.

9 декабря 2015 в 14:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.