МАДОУ Аксиньинский д|с общеразвивающего вида «Василёк»
|
Образовательная программа на 2015-2020 г.г.
Оглавление:
I. Целевойраздел…………………………………………………………………… 4-25
1. Пояснительнаязаписка……………………………………………………………..5-7 1.1 Цели и задачи деятельности МАДОУ«Василек» по реализации Программы…7 1.2. Принципы и подходы к формированиюПрограммы….…………………………8-10 1.3. Возрастные и индивидуальные особенностидетей………………………………10-21 1.4. Целевыеориентиры дошкольного образования …………………………..…….........21-23 1.5. Развивающееоценивание качества образовательной деятельности по Программе..23-25
II. Содержательныйраздел………………………………………………………….25-55 2. Описание образовательной деятельности всоответствии с направлениями развития ребенка, представленные в пятиобразовательных областях…………………………….25 2.1. Раннийвозраст (1-3 года)…………………………………………………………….26-29 2.1.1. Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»…………26-27 2.1.2 Образовательная область «Познавательноеразвитие».........................................27 2.1.3. Образовательная область «Речевоеразвитие»………….………………….……27-28 2.1.4. Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»………….28 2.1.5. Образовательная область «Физическоеразвитие»……………………….……..28-29 2.2.Дошкольный возраст………………………………………………………………….29-35 2.2.1. Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»…………29-30 2.2.2. Образовательная область «Познавательноеразвитие»…………………………30-32 2.2.3. Образовательная область «Речевоеразвитие»…………………………………..33 2.2.4. Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»……..…..34 2.2.5. Образовательная область «Физическоеразвитие»………..……………………..34-35 2.3.Взаимодействие взрослых с детьми………………………………………………….35-36 2.4.Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников……..…..36-38 2.5. Моделиобразовательного процесса………………………………………………….39-55 2.5.1.Модель организации образовательногопроцесса в разных видах деятельности Младший дошкольный возраст……………………………………………………………39-46 2.5.2.Модель организации образовательного процесса в разных видах деятельностиСтарший дошкольный возраст………………………………………………………….....................46-53 2.5.3.Модель образовательного процесса на один день………………………………..54-55
III. Организационныйраздел ……………………………………………………..55-107 3.1. Психолого-педагогические условия,обеспечивающие развитие ребенка..........55-56 3.2. Организация развивающейпредметно-пространственной среды………………56-59 3.3. Кадровые условия реализацииПрограммы………………………………………59-62 3.4. Материально-техническое обеспечениеДОО………………….…………………62-64 3.5. Планирование образовательной деятельности……………………………………..64 3.6. Организациярежима…………………………………………………………….…64-65 3.6.1. Режим дня (холодныйпериод)……………………..……………..........................66-67 3.6.2. Режимдня (теплый период)………………………………………………………..68-69 3.6.3.Система закаливающих мероприятий в течении дня………..……………….......70-72 3.7.Планирование образовательно деятельности при работе по пятидневной неделе...73 3.8. Программно – методическое обеспечениеобразовательного процесса………….74-78 3.9.Примерное комплексно-календарное планирование……………………………...79-107
ИНФОРМАЦИОННАЯСПРАВКА
1. Детскийсад «Василек» является муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида. Учредитель МАДОУ: муниципальноеобразование «Ступинский муниципальный район» Московской области; Дата регистрации Устава МАДОУ: 21.09.2011 г. № 3006-п Лицензия МАДОУ: бессрочная от08.12.2011 г. регистрационный № 68119, бланк серия РО МО № 001135 Свидетельство о государственнойаккредитации МАДОУ: от 28.12.2010г.регистрационный № 1222, бланк серия АА 153943. Юридический адрес: РФ,142 854, Московская область, Ступинский район, с. Аксиньино, ул.Молодежная, владение 7: телефон 8(49664) 5-71-66 Фактический адрес: РФ,142 854, Московская область, Ступинский район, с. Аксиньино, ул. Молодежная,владение 7: телефон 8(49664) 5-71-66
2. Детский сад открыт в октябре 1981 г. С 01.01.1994 г. является муниципальнойсобственностью. Здание размещается в зоне жилой застройки. Учреждение построенопо типовому проекту, площадь помещений составляет 1036,7 кв.м.; земельныйучасток - 4880 кв.м. Техническоесостояние здания соответствует санитарным нормам. Имеются все видыблагоустройства (водопровод, центральное отопление, канализация), находящиеся вудовлетворительном состоянии. Территорияд/с по периметру ограждена забором и полосой зеленых насаждений.
3.Режим работы учреждения представляетсобой: годовой цикл - с сентября по май – учебно-воспитательная работа; с июняпо август – летне-оздоровительная работа; пятидневную рабочую неделю с 12часовым пребыванием детей, режимом работы групп – с 6.30 до 18.30.
4. В детском саду организовано пятиразовое питание (завтрак, второйзавтрак, обед, полдник, ужин). 5. Безопасность дошкольногоучреждения обеспечена тревожной кнопкой с выводом на вневедомственнуюохрану; видеонаблюдением по периметру здания, системой дистанционной передачисигнала о пожаре на пульт «01», контролем за пропускным режимом,металлическими дверями с домофоном; дежурством сторожей в ночное время. 6. В детском саду функционируют 2группы:
младшаяразновозрастная группа – дети с 2 до 4 лет старшая разновозрастнаягруппа – дети с 4 до 7 лет Общее количестводетей в 2014-2015 уч. году составляло 38 человек.
7.Наши достижения. v участник районного смотра-конкурса «Волшебныймир сказки» (2012 г., 2015 г.) v участник соревнований «Юный шашист» средидетских садов Ступинского муниципальногорайона; v детский сад представлял опыт работы: на районном методическом объединении воспитателейпо теме «Развитие игровой деятельности, как условие реализации образовательнойобласти социализация» (2013 г.) v в 2013 г. в ДОУ провели Дни открытых дверей длявоспитателей ДОУ Ступинского муниципального района; v проведение совместного с родителями творческогоконкурса «Нетрадиционные техники изодеятельности» (2014 г.) v участник районного смотра-конкурса «Огонь –друг, огонь - враг» (2014 г.) v участник районного конкурса «Осенние фантазии»(2014 г.) v участник конкурса творческих работ «Дети взащиту животных» (2014 г.) v участник соревнований «Юный шашист» средидетских садов Ступинского муниципальногорайона (2015 г.) v участник районного конкурса чтецов (2015 г.) v участник всероссийского детского экологическогофорума «Зеленая планета» (2015 г.) v призер международного дистанционного конкурсатворческих работ «Красим яйца яркой краской» (2015 г.) v участник всероссийской акции «Хочу помочь!»(2015 г.) v участник всероссийской акции «Посади дерево»(2015 г.)
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа муниципальногоавтономного дошкольного образовательного учреждения Аксиньинского детского садаобщеразвивающего вида «Василек» - это нормативно-управленческий документобразовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования иособенности организации воспитательно-образовательного процесса. Образовательнаяпрограмма обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному,познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Образовательнаяпрограмма дошкольного учреждения создана как программа обогащенного развитиядетей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации —индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей,возможностей и способностей. Программа обеспечивает возможность достижениявоспитанниками социально-нормативных возрастных характеристик на этапезавершения уровня дошкольного образования. Содержание образовательного процесса строитсяв соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольногообразования «От рождения до школы» подредакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (изд. 2-е,исправленное и дополненное, 2012 г.).
Присоставлении основной общеобразовательной программы ДОО руководствуется следующими нормативными документами:
· Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Приказ Министерства образования и науки РФ от30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –программам дошкольного образования»; · Приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольногообразования». · Санитарно-эпидемиологическими требованиями кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 (учтенынормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки втечение недели);
Программанаправлена на:
- создание условий для развитияребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, еголичностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основесотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видамдеятельности; - на создание развивающейобразовательной среды, которая представляет собой систему условий социализациии индивидуализации детей.
1.1.Цели и задачи реализации Программы:
Цель: создание условий для полноценного проживания ребенкомдошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии свозрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современномобществе, обеспечение безопасности жизнедеятельностидошкольника
Задачиреализации Программы:
охрана и укрепление физического ипсихического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечениеравных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольногодетства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социальногостатуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностейздоровья); созданиеблагоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными ииндивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческогопотенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,взрослыми и миром; объединениеобучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственныхи социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения винтересах человека, семьи, общества; формирования общей культурыличности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития ихсоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формированияпредпосылок учебной деятельности; формированиесоциокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическимособенностям детей; обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ввопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечения преемственности целей,задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программразличных уровней (далее - преемственность основных образовательных программдошкольного и начального общего образования);
1. 2. Принципы формирования программы
В основе реализации примерной основнойобразовательной программы лежит культурно-исторический исистемнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологиейФГОС, который предполагает: · полноценное проживание ребёнком всех этаповдетства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения(амплификации) детского развития; · индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей сограниченными возможностями здоровья); · содействие и сотрудничество детей и взрослых,признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; · поддержку инициативы детей в различных видахдеятельности; · партнерство с семьей; · приобщение детей к социокультурным нормам,традициям семьи, общества и государства; · формирование познавательных интересов ипознавательных действий ребенка в различных видах деятельности; · возрастную адекватность (соответствия условий,требований, методов возрасту иособенностям развития); · учёт этнокультурной ситуации развития детей. · личностно-развивающий и гуманистический характервзаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических ииных работников Организации) и детей; · обеспечениепреемственности дошкольного общего и начального общего образования; · уважение личности ребенка.
1.3.Подходы к формированию Программы
Программа основывается наположениях фундаментальных исследований отечественной научнойпсихолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развитияребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок иметодических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в областисовременного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов,регулирующих деятельность системы дошкольного образования и разработана всоответствии со следующими подходами: Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организациюобразовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка являетсяглавным критерием его эффективности. Механизм реализацииличностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности наоснове изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетомпризнания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы,права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует вниманиепедагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальныхособенностей и способностей. Системно-деятельностный подход заключаетсяв следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяетсяхарактером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход кразвитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничноеразвитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектраспецифических видов детской деятельности. Компетентностный подход,в котором основным результатом образовательной деятельности становитсяформирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решенияактуальных задач: решатьпроблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности,выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способыдобиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовыватьсвою деятельность, сотрудничать сдругими воспитанниками; объяснятьявления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решатьпознавательные проблемы; ориентироватьсяв проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурноговзаимодействия и иных, решать аналитические проблемы; ориентироватьсяв мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решатьаксиологические проблемы; решатьпроблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольникаопределяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов,приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуальногоуровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он жепредусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепленияздоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. Приэтом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процессосуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.),в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различныхформ и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатоввоспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятияи гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественноговоспитания. Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагаеториентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерностиразвития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), атакже социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных ихвозрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развитиядетей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеетконтролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшегодошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализироватьсвое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы(внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на егоповедении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчинятьсяволе ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец),формированию ответственности, справедливости и других качеств. Средовой подход, предусматривающийиспользование возможностей внутренней и внешней среды образовательногоучреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешнейсредой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательнойорганизации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельностисообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурнойсреды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.);учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры;средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная)среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которыхсуществует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребностикаждый дошкольник. Культурологический подход,имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольногообразования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности,организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровнеопределенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
Примерная основнаяобразовательная программа формируется с учётомособенностей базового уровня системы общего образования с целью формированияобщей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных,эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельностии ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности. Учитываются также возраст детей инеобходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольноговозрастаэто: - игроваядеятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельностьдетей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); - коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы ифольклора); - самообслуживаниеи элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструированиеиз разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и инойматериал; - изобразительная(рисования, лепки, аппликации); - музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмическиедвижения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладениеосновными движениями) активность ребенка.
1.4. Возрастные особенности детей
Дошкольный возраст является важнейшим вразвитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими,психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, которыйрассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная,полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль встановлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующихэтапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностейразвития детей дошкольного возраста необходима для правильной организацииобразовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольногообразовательного учреждения (группы).
От 2 лет до 3лет
На третьем году жизни детистановятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловоеобщение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формыпроизвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитиепредметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия сразличными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умениевыполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральныеформы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, котораявыступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующегособственную активность ребёнка. Входе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиватьсяпонимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельноезначение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатсявыполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой нагляднойситуации. Количествопонимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения врезультате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не толькоинструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивноразвивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматическиеструктуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используютпрактически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. Кконцу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками.В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,конструирование. Играносит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются сигровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизнипоявляются действия с предметами-заместителями. Появлениесобственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок ужеспособен сформулировать намерение изображать какой-либо предмет. Натретьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, чтопозволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3предметов по форме, величине и цвету различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховоевосприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам детивоспринимают все звуки родного языка, нопроизносят их с большим искажениями. Основнойформой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается втом, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путемреального действия с предметами. Длядетей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимостьчувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состояниемсверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувствагордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные сидентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет.Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У негоформируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательныхпроявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др.Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
От 3 до 4 лет.
В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределысемейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи,но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнятьтакую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Этопротиворечие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видомдеятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является еёусловность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает ихотнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игрымладших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой содной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этомвозрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребёнка зависитот его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинаютформироваться. Графические образы бедны. У одних более детализированы. Дети ужемогут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторикиимеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепитьпростые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительноевлияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие видыаппликации. 9 декабря 2015 в 14:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.