МАДОУ Аксиньинский д|с общеразвивающего вида «Василёк»

Образовательная программа (продолжение 5)

 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

 

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

8. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

 9.Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;

10. Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

 

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Развивающая предметно-пространственная среда в Организации обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за Организацией право самостоятельного проектирования развивающей предметно-пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС мы учитываем особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие  условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников Организации, участников сетевого взаимодействия и пр.).

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития..

В соответствии со Стандартом РППС нашей Организации  обеспечивает и гарантирует:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

 – максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

 – построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда является не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда Организации обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности.

При проектировании пространства внутренних помещений Организации, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами мы  руководствовались следующими принципами формирования среды.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

Для выполнения этой задачи РППС нашей Организации является:

1) содержательно-насыщенной – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2) трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

3) полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

4) доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5) безопасной – все элементы РППС  соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При проектировании РППС  учитывается целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом  образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также  выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

В Организации  обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников.

Предметно-пространственная среда Организации обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.

Для этого в групповых и других помещениях  достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.

В Организации имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В Организации созданы условия для проведения медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

Предметно-пространственная среда в Организации обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной  работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

Предметно-пространственная среда  обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство  организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда Организации обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок природы, лаборатория, огород, и др.).

Предметно-пространственная среда  обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории  оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В Организации  создаются  условия для информатизации образовательного процесса.

Компьютерно-техническое оснащение Организации  используется для различных целей:

– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

– для обсуждения с родителями (законными представителями)детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

Для организации РППС в семейных условиях с  родителями (законным представителям) проведено родительское собрание для ознакомления с образовательной программой Организации, которую посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Знакомство с Программой будет способствовать конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки индивидуальности ребенка.

3.3. Кадровые условия реализации Программы

 

3.3.1. Организация укомплектована квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.

Реализация Программы осуществляется:

1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.

2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.

Каждая группа  непрерывно сопровождается одним учебно-вспомогательным работником.

3) иными педагогическими работниками, вне зависимости от продолжительности пребывания воспитанников в Организации.

Соответствующие должности иных педагогических работников устанавливаются Организацией самостоятельно в зависимости от содержания Программы.

3.3.2. Реализация Программы требует от Организации осуществления управления, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Для решения этих задач  руководитель Организации  заключает договора гражданско-правового характера и совершает иные действия в рамках своих полномочий.

3.3.3. В целях эффективной реализации Программы Организация  создает условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т. ч. учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы. В настоящее время все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Развитие профессиональных компетенций педагога ДОО в условиях реализации  ФГОС ДО» в объеме 18 часов.

3.3.4. Организация с привлечением других организаций (МБОУ ДПО ИМЦ, ЦДК, ПМСС) и партнеров обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе  реализации  программам дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ. Организация осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.

ИНФОРМАЦИЯ О РУКОВОДИТЕЛЯХ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОСТАВЕ  МАДОУ


 

№п/п

Фамилия, имя, отчество

Должность

Образование

Педагогический стаж

Квалификацион-ная категория

1.

Никулина Елена Викторовна

заведующий

Высшее экономическое, незаконченное высшее педагогическое

1 год

Первая квалификационная категория

2

Сазова Юлия Александровна

Зам.зав.по ВМР

Высшее, педагогическое

3года

Первая квалификационная категория

3.

Саунина Светлана Николаевна

Воспитатель

Средне специальное педагогическое

28 лет

Первая квалификационная категории

4.

Суслова Татьяна Николаевна

воспитатель

Высшее педагогическое

36 лет

Без категории

5.

Копинова Тамара Михайловна

воспитатель

Высшее педагогическое

19 лет

Без категории

6.

Радзиковская Ирина Николаевна

воспитатель

Средне специальное педагогическое

37 лет

Без категории

 

ИТОГО:

Высшее – 67%

Ср.-спец.- 33%

 

Первая – 50%

Без категории– 50%

3.4.Материально-техническое обеспечение ДОО:

Организация, реализующая Программу,  обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

обновлять содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной,  правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

В Организации созданы материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения  воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение Организацией требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

• оборудованию и содержанию территории,

• помещениям, их оборудованию и содержанию,

• естественному и искусственному освещению помещений,

• отоплению и вентиляции,

• водоснабжению и канализации,

• организации питания,

• медицинскому обеспечению,

• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,

• организации режима дня,

• организации физического воспитания,

• личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

– охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;

Организация  имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.

Программой предусмотрено также использование Организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч.  информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Материально-техническое обеспечение ДОО включает:

групповые комнаты (3), спальни (3), музыкальный зал (оснащение: музыкальный центр, телевизор) физкультурный зал (оснащен всем необходимым оборудованием), методический кабинет (оснащение: аудио-магнитофон, 2 компьютера, принтер), кабинет руководителя, медицинский кабинет (оснащение: прививочный столик, ростомер, весы, шкаф и кушетка медицинские, холодильник), пищеблок (оснащение: электроплита, 3 электрических мясорубки, холодильник, овощерезка, жарочный шкаф, 2 титана) прачечная (оснащение: 2 стиральные машины «Индезит», утюг),  другие помещения различного типа со спецоборудованием.

Имеется оборудованные уголки по ПДД, экологические уголки, русская народная изба с элементами прикладного творчества. Во всех группах имеются уголки экспериментирования, оснащенные по мере возможностей необходимым оборудованием.  На территории детского сада имеются прогулочные участки, оснащенные игровыми малыми формами, веранды.

Для формирования основ экологической культуры на территории МАДОО имеются цветники, клумбы с разнообразными растениями, огород, уголки леса и луга.

Предметно-пространственная организация помещений педагогически целесообразна, постоянно совершенствуется и находится  в центре внимания администрации, педагогов; родителей. В оформлении интерьера детского сада, групповых помещений регулярно используются творческие работы детей, совместные работы детей и взрослых. В последнее время приобретено оборудование для спортивного зала «Движение – 2» и 6 больших  наборов для творческого конструирования.

Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса,  технологий  соответствует статусу детского сада, постоянно пополняется.  Дидактическое обеспечение совершенствуется за счет приобретений и изготовления пособий руками педагогов в сотрудничестве с родителями воспитанников. Периодические издания представлены различными наименованиями («Дошкольное воспитание»,  «Управление ДОУ» с приложением, «Музыкальный руководитель», «Старший воспитатель» и другие).

Библиотечный фонд представлен широким спектром методической литературы, освещающий все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, постоянно пополняющийся новинками. Имеющиеся  в МАДОО материально-технические и медико-социальные условия обеспечивают полноценное психическое и личностное развитие детей, создают эмоциональный комфорт, содействуют повышению компетентности сотрудников и  родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

 

3.6. Планирование образовательной деятельности

 

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на  формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности Организации  направлено на  совершенствование ее деятельности  и учитывает результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

Планирование организованной образовательной деятельности представлено в учебном плане.

 

 

3.7.Организация режима

 

Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе нормативных документов:

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования»;

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования».

· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 (учтены нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели);

· Комплексная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.:МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014г.,

Режим работы дошкольного учреждения: с 6.30 до 18.30 часов. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) в дошкольном учреждении начинается в 9 часов. Продолжительность НОД:

- в младшей группе (дети от 2 до 3 лет) – 8-10 минут; продолжительность ООД в неделю не превышает 1 час 30 минут

- во 2-й младшей группе (дети от 3 до 4 лет) - 15 минут; продолжительность ООД в неделю не превышает  2 часа 45 минут.

- в средней группе (дети от 4 до 5 лет) - 20 минут; продолжительность ООД в неделю не превышает 4 часа.

Учитывая тот факт, что группы в ДОУ разновозрастные, содержание занятий строится с учетом возрастных особенностей детей и продолжительности занятия для данного возраста. Так в средней разновозрастной группе продолжительность занятия – 20 минут, но дети в возрасте до 4 лет заканчивают занятие на 5 минут раньше и с ними организуется игровая деятельность под руководством младшего воспитателя.

 В середине каждого ООД педагоги проводят физминутку. Предусмотрены перерывы длительностью 10 минут.

ООД по ФЭМП, развитию речи, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг).  Для профилактики утомления детей указанные занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями и занятиями по рисованию.

ООД  физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50%  общего времени занятий.

Домашнее задание воспитанникам дошкольного учреждения не задается.

Согласно СанПиН в каждой возрастной группе включены три ООД по физической культуре:  

два проводятся в физкультурном зале, одно - на свежем воздухе.

Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется через учебный план. Количество видов непосредственно образовательной деятельности  увеличено в целях реализации приоритетного направления деятельности МАДОУ - познавательно-речевого развития воспитанников за счёт включения в вариативную часть базисного плана дополнительного вида непосредственно образовательной деятельности «Приобщение к истокам русской народной культуры» в средней  возрастной группе -  12, что не превышает требования  СанПиН.

В летний период жизнь детей максимально выносится на свежий воздух, проводится только непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического и физического направлений. В соответствии с  планом летней оздоровительной работы проводятся различные развивающие, развлекательные, оздоровительные мероприятия (спортивные и подвижные игры, развлечения, наблюдения и пр.)

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста  и ведущим видом деятельности для них является игра. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

 

9 декабря 2015 в 15:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.